В рамках мероприятий по методическому сопровождению перехода на обновленный ФГОС НОО, Центром развития образования города Саянска и ГМО-ассоциацией «Современный учитель», совместно с кафедрой начального и дошкольного образования ГАУ ДПО ИРО, для педагогов начального общего образования Иркутской области 17 марта 2023 года была проведена региональная открытая методическая площадка «Лингвистический эксперимент: формирование УУД на уроках русского языка».
В работе семинара участвовали учителя начальных классов гг. Иркутска, Ангарска, Братска, Зиминского, Усольского и Черемховского районов и др., всего более 50 человек.
Принципиально важным и ключевым моментом в обновлённом ФГОС является более чёткое прописывание требований к результатам освоения обучающимися программ НОО, в том числе в развитии познавательной деятельности обучающихся.
В связи с этим, педагоги МОУ СОШ №2 обратили внимание на один из методов базовой педагогической технологии проблемного обучения, который обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода – лингвистический эксперимент.
Преимуществами лингвистического эксперимента как эвристического метода проблемного обучения является:
1.Развитие мышления учеников, в частности, таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение;
2.Стимулирование познавательной активности, самостоятельности.
3.Формирование наблюдательности, языкового чутья и чувства нормы, стиля.
4.Привитие культуры научного поиска, осмысления и анализа фактов.
Участники мероприятия познакомились с планом проведения лингвистического эксперимента на уроке:
5.Определение целей и задач эксперимента, его предполагаемых результатов
6.Формулировка гипотезы – предположения о поведении языковой единицы в моделируемых условиях
7.Отбор материала, который станет объектом проверки в ходе эксперимента
8.Проведение эксперимента, то есть моделирование контекстов, заданных условиями поиска
9.Анализ полученных результатов и их интерпретация.
Практическая часть семинара включала две линейки мастер-классов: 1-2 классы и 3-4 классы.
Педагогам школы №2: Резниченко Юлия Леонидовна, Петухова Анна Николаевна, Матвеенко Анна Викторовна, Запрудина Елена Петровна, Дмитриева Анна Александровна, Корхова Елена Николаевна, Москвитина Виктория Анатольевна, Хороших Алла Александровна в ходе мастер-классов удалось раскрыть участникам суть данного метода, который может быть использован при изучении любой темы: орфографической или пунктуационной, грамматической или синтаксической. Лингвистический эксперимент может проводиться на уроках грамматики, развития речи; при работе над языком художественных произведений в целях формирования функциональной грамотности обучающихся.
По отзывам участников семинара использование метода лингвистического эксперимента позволяет более эффективно формировать универсальные учебные познавательные действия (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией) у обучающихся, развитие которых, будет результативным в рамках преемственности со следующим уровнем образования.
Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности на уроке русского языка.